Иллюзия доступной среды в общественном транспорте г. Владимира: итоги независимой экспертизы

15 октября, в Международный день белой трости, Автономная некоммерческая организация «Акме» провела независимую экспертизу общественного транспорта в г. Владимире. Мы хотели выяснить, могут ли информационные таблички, напечатанные шрифтом Брайля, которые недавно появились в автобусах и троллейбусах нашего города, реально помочь инвалиду по зрению при поездке в общественном транспорте. Экспертизу осуществлял эксперт-инспектор общественного контроля по программе «Доступная среда» Анна Мещерякова. Мероприятие было организовано в партнерстве с Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» в рамках проекта «Инклюзия без иллюзий». Проект направлен на активизацию работы НКО по формированию в обществе адекватного понимания проблем и возможностей инвалидов по зрению. В ходе экспертизы были обследованы автобусы и троллейбусы АО «Владпассажиртранс», ООО «АДМ», ООО «БигАвтоТранс Плюс». Информационные таблички, выполненные шрифтом Брайля, были обнаружены в троллейбусах и автобусе №24, принадлежащих компании «Владпассажиртранс», и автобусах №20 и 21 ООО «АДМ». Таблички с надписью «Вход» и «Выход» расположены на движущейся поверхности дверей, наклейки с надписью «Выход» присутствуют на поручнях, информация для пассажиров помещается на внутренней обшивке, под стеклом (либо в нижней части стекла), находящимся напротив средней двери. В результате экспертизы стало понятно, что существующие таблички не только не облегчают инвалиду по зрению поездку в общественном транспорте, но напротив становятся источником дополнительного риска, замедляют работу общественного транспорта и приносят неудобства другим пассажирам. К сожалению, разработчики табличек не учли реальные проблемы и возможности инвалидов по зрению, . Таблички лишены информативности. Ту же информацию и гораздо быстрее незрячий человек получает при помощи слуха и тактильной ориентационной трости. Неудачное расположение табличек значительно затрудняют их поиск и чтения, особенно в часы пик. А главное, не решенной остается ключевая проблема — определение номера маршрута транспортного средства. Для этого приходится по-прежнему прибегать к помощи других пассажиров и кондуктора. В итоге, у нас сложилось впечатление, что разработчики табличек либо не рассчитывали на то, что кто-то реально будет их использовать, либо принимают инвалидов по зрению за людей с серьезными ментальными нарушениями. Более подробную информацию об экспертизе можно узнать из нашего видео.